С начала 2017 г. действует новый закон, согласно которому кадастровый учет недвижимости и регистрация прав на нее (далее ЕГРП – единый госреестр прав) теперь объединили в одну Единую Государственную – Реестр Недвижимости (далее ЕГРН). Это изменение направлено на упрощение процедуры сделки с недвижимостью и повышения уровня безопасности и защищенности информации, содержащейся в кадастровых документах.
Что дает выписка из ЕГРН?
Новый закон упрощает процесс передачи недвижимости новому владельцу при совершении сделок с ней. Теперь для этого необязательны две последовательные процедуры. Если раньше новому владельцу (покупателю или наследнику) необходимо было сначала оформить кадастровый учет недвижимости в Кадастровой палате, а только потом зарегистрировать права собственности в УФРС или МФЦ, то теперь это делается в единой структуре.
Это позволяет не только упростить саму процедуру, но и существенно сэкономить время. Ведь до принятия нового ФЗ собственнику необходимо было потратить 10 дней для постановки на учет в Кадастре и примерно столько же на регистрацию права собственности и получение соответствующего свидетельства. Причем при выявлении каких-либо неточностей или ошибок в документации в регистрации могло быть отказано. А значит, процедура затягивалась еще на 15-20 дней.
Кроме того, в последнее время возникало все больше ошибок из-за того, что выписка из ЕГРП не совпадала с информацией в ГКН и наоборот, объекты недвижимости, зарегистрированные в Кадастре, отсутствовали в реестре правообладателей и т.д. Новый закон стал логичным действием, которое помогло решить эти проблемы.
Что содержит выписка из ЕГРН
Действующий реестр недвижимости представляет единое электронное хранилище информации, содержащее следующие данные:
- перечень объектов;
- список прав и ограничений владельцев;
- информацию о границах объектов недвижимости;
- кадастровые карты;
- реестровые дела;
- списки документации.
Вся информация сохраняется в электронном виде и доступна на Интернет-ресурсах Росреестра. Срок хранения данных неограничен, они защищаются госслужбами и законом и не подлежат уничтожению. Дополнительно в виде бумажной документации сохраняются реестровые дела.
Перечень объектов недвижимости (кадастр недвижимости) содержит информацию двух категорий: основную и дополнительную. К первой относятся характеристики объектов и данные, которые идентифицируют и определяют собственность. К категории дополнительной информации относятся данные, которые могут быть изменены в процессе эксплуатации объекта недвижимости (планировка, стоимость, адрес и т.д.).
Сведения о правах и обременениях собственников (реестр прав) помимо данных, о собственно, правах и самого объекта недвижимости также содержат дополнительные сведения о лицах, зарегистрированных на жилплощади.
Кадастровые карты теперь представлены в двух категориях – публичные и дежурные. Любая публичная кадастровая карта будет доступна для просмотра на сайте Росреестра, а дежурные представляют собой закрытую информацию для служебного использования.
Новый порядок регистрации недвижимости
Вступивший в силу ФЗ устанавливает не только структуру и сферу деятельности ЕГРН, но и изменения в регистрации юрправ на недвижимость. Теперь процедура регистрации занимает не более 7-ми раб. дней, а кадастрового учета – не более 5. Причем обе процедуры могут осуществляться параллельно, что позволяет также существенно экономить время. Для сделок, заверенных нотариусом, или судебных актов срок регистрации устанавливается в 3 рабочих дня.
Задачи приема, оформления и выдачи документов (будь то кадастровый паспорт или свидетельство о собственности) теперь полностью возложены на МФЦ. Подавать документы граждане теперь могут лично как в бумажном виде, так и в электронном.
Причем сотрудники организации несут ответственность за неправильное заполнение и оформление документации. Согласно новому закону, собственник даже может подать на них в суд, если из-за возникших не по его вине проволочек он понес моральный или материальный ущерб.
Существенным отличием нового закона от старого в области оформления прав на недвижимость теперь будет отмена выдачи Свидетельства. Отныне право собственности на объект каждому его пользователю придется подтверждать выпиской из ЕГРН, а в случае совершения сделок с недвижимостью на документе будет ставиться соответствующая надпись.
Начиная со следующего года (1 января 2018) можно будет осуществлять сделки только с теми объектами недвижимости, которые поставлены на учет в ЕГРН, и по которым доступна вся необходимая информация. При этом владельцы также смогут пользоваться своим недвижимым имуществом – без обязательного внесения информации о нем в реестр, но продать, подарить или передать по наследству его не смогут – без оформления и постановки на учет.
Выписка из ЕГРН
Этот документ, неполным аналогом которого ранее была выписка из ЕГРП, содержит данные об объекте недвижимости:
- Основную и дополнительную информацию;
- В случае земельного участка – перечень и информацию обо всех расположенных на территории строениях;
- Список прав и обременений и историю их возникновения;
- Документы о правах или притязаниях на недвижимость со стороны третьих лиц.
Каждый собственник может обратиться в соответствующие инстанции для получения такой выписки. Срок ее оформления — 5 раб. дней. Обновленный закон содержит список других лиц (кроме собственника), которые могут получать дополнительную информацию об объектах имущества.
Новый закон о ЕГРН – лишь первый шаг на пути изменения законодательства и упорядочивания процессов регистрации сделок с недвижимостью. Полный комплекс нововведений планируется вводить поэтапно вплоть до 2020 года.